Сцепление роботизированных коробок передач (РКПП)
Сцепление в роботизированных коробках передач выполняет ту же функцию, что и в механических КПП, — временно разъединяет и соединяет двигатель с трансмиссией. Однако управление сцеплением в РКПП осуществляется автоматизированной системой, в то время как в механической КПП сцеплением управляет непосредственно водитель.
Типы сцеплений в РКПП:
Однодисковое сухое сцепление: Самый распространенный тип сцепления в РКПП. Состоит из одного фрикционного диска, прижимаемого к маховику и нажимному диску.
Многодисковое сухое сцепление: Используется в автомобилях с высоким крутящим моментом. Состоит из нескольких фрикционных дисков, чередующихся с металлическими дисками.
Мокрое сцепление: Встречается реже в РКПП. Фрикционные диски работают в масляной ванне, что снижает износ и улучшает отвод тепла.
Работа сцепления в РКПП:
1. Разъединение сцепления: При переключении передач электронный блок управления (ЭБУ) РКПП подает сигнал приводу сцепления, который отводит нажимной диск от фрикционного диска. Это разъединяет двигатель от трансмиссии, и передача крутящего момента прекращается.
2. Переключение передачи: После разъединения сцепления ЭБУ с помощью актуаторов переключает передачу.
3. Соединение сцепления: Когда новая передача выбрана, ЭБУ подает сигнал на привод сцепления, чтобы прижать нажимной диск к фрикционному диску. Это соединяет двигатель с трансмиссией и восстанавливает передачу крутящего момента.
Управление сцеплением в РКПП:
Для переключения передач с помощью РКПП водители обычно используют:
Рычаг переключения передач: Похож на рычаг механической КПП, но с автоматизированным сцеплением.
Подрулевые лепестки: Для ручного переключения передач без использования рычага переключения передач.
Автоматический режим: ЭБУ переключает передачи автоматически в зависимости от скорости движения, нагрузки на двигатель и других факторов.
Преимущественные характеристики сцепления в РКПП:
Простота управления: Водителю не требуется управлять сцеплением вручную, что упрощает вождение.
Снижение износа: Автоматизированное управление сцеплением сводит к минимуму его износ.
Повышение комфорта: Автоматическое переключение передач повышает комфорт вождения, особенно в городских условиях.
Экономия топлива: РКПП могут быть запрограммированы на переключение передач на оптимальных оборотах двигателя, что помогает экономить топливо.